Итоговое сочинение
- Подробности
- Обновлено 13.11.2023 11:24
В 2023/24 учебном году основной срок итогового сочинения проходит в первую среду декабря – 6 декабря 2023 года (п. 22 Порядка ГИА-11). Дополнительные сроки для выпускников, которые не сдали в основной, —
7 февраля и 10 апреля 2024 года (п. 30 Порядка ГИА-11).
Заявления выпускники должны подать не позднее, чем за две недели до испытания (п. 23 Порядка ГИА-11).
Сроки подачи заявления на участие в итоговом сочинении (изложении)
Сроки подачи заявления | Дата проведения сочинения (изложения) |
21.11.2023 | 06.12.2023 |
23.01.2024 | 07.02.2024 |
26.03.202410 | 10.04.2024 |
Все итоговые сочинения, написанные в основной срок, проверяются в течение 12 календарных дней со дня проведения испытания. Кроме того, не позднее 20 декабря полученная оценка должна отобразиться в личном кабинете на интернет-ресурсе для участников ГИА. Также туда выложат скан написанного сочинения.
По согласованию с Советом по вопросам проведения итогового сочинения в раздел 3 «Природа и культура в жизни человека» добавлен новый подраздел «Язык и языковая личность». В связи с этим уточнен комментарий к разделу.
Открытый банк итогового изложения пополнен новыми текстами. Порядок и процедура проведения итогового сочинения (изложения), критерии их оценивания в новом учебном году не меняются.
Комментарии к темам итогового сочинения
Критерии оценивания итогового сочинения (изложения)
Места регистрации для участия в итоговом сочинении (изложении)
МР по организации и проведению ИС(З) 2023-24
Письмо Рособрнадзора от 21.09.2023 №04-303
Правила заполнения бланков 2023-24
Сборник отчетных форм сочинения (изложения)_2023-24
Сочинение? Легко!
(Советы выпускнику)
Дорогой выпускник! В декабре тебя ждёт первое сложное испытание – итоговое сочинение. Оно не будет таким сложным, если ты будешь чётко следовать рекомендациям учителя.
Существуют «разрешающие»правила:
первое из них гласит:
o Сочинение – дело личное. Надо писать не то, что положено, что и так всем известно, а только то, что ты сам чувствуешь и думаешь;
второе напоминает:
o Сочинение – дело направленное. Нельзя написать сочинение, не обращённое ни к кому; надо мысленно представить своего адресата-читателя (даже, если это ты сам) и начать с ним диалог – согласие или спор;
третье обнадёживает:
o Сочинение – дело выполнимое. Даже, если ты много не читал, всё равно есть что-то, что ты читал, знаешь, помнишь, и на это можно опереться;
и «запрещающие» правила:
o нельзя имитировать чувства, бездумно повторять чужие мысли. Если тебе понравилась чья-то мысль, то потрудись объяснить, прежде всего, самому себе – почему она тебе понравилась, с чем ты согласен. Если не согласен с нею – тебе опять же придётся потрудиться, аргументируя свою точку зрения;
o нельзя писать о том, чего не знаешь, рассуждать о том, чего не понимаешь;
o нельзя излагать отвлечённые идеи, не подкрепленные примерами, доказательствами.
Итак, внимательно, очень внимательно прочитай задание. Выбери и обдумай тему сочинения. (Понимание темы связано с умением обозначить проблему будущего высказывания, т. е. выделить главный вопрос, ответом на который станет текст сочинения.)
Осмысли термины и понятия в формулировке темы. (Определи смысловое наполнение нравственно-психологических понятий и терминов, встречающихся в формулировках тем итогового сочинения:дружба, любовь, счастье, судьба, опыт, преступление, подвиг, диссонанс, созвучие, гармония, наставление, свобода, самопожертвование, честь, долг, равнодушие, взаимопонимание, бесчестие, нравственный закон и др.;герой, характер, тема, проблема, конфликт, традиция, пейзаж и др.)
Определи главную мысль сочинения. Подберилитературный материал. (Выбери, каких героев ты будешь сравнивать: главных или второстепенных, двух или нескольких. Реши, будет ли твоя характеристика сопоставительной, т.е. основанной на сходных чертах (например, герои-друзья или единомышленники), или противопоставительной, т.е. основанной на различиях (например, герои-враги или представители различных социальных слоев).Помни, что для сравнения героев наиболее важными являются не внешние, а внутренние качества, привычки, манера поведения, характер.При написании сравнительной характеристики в форме развернутого ответа на вопрос или сочинения помни, что параллельность в сравнении героев будет более удачной, чем последовательность, т.е. описание особенностей сначала одного героя, потом другого.)
Определи основные смысловые части сочинения и их содержательное наполнение (составь план). (Не забудь обязательно сделать вывод из того, что ты написал. Помни, что сравнение важно для определения той задачи, которую ставил писатель, приступая к работе над произведением.)
Напиши текст сочинения на черновике, следуя структуре и композиции.
Не забывай постоянно сверяться с темой сочинения и не отступать от нее во всех структурных элементах работы: вступлении, главной части и заключении; обосновывать связанные с темой тезисы;выделить в тексте смысловые части, расставить их в нужном порядке или поменять местами в соответствии с замыслом и логикой работы;проверить, как соотносятся друг с другом вступление и заключение сочинения; определить логику переходов от одного смыслового фрагмента к другому в основной части сочинения.
Отредактируй, перепиши и проверь работу.
Помни, ты должен успеть переписать итоговое сочинение начисто: черновик работы экспертами не проверяется.